Персональный сайт психолога
Зыкова Антона
+7 (925) 542-94-30
Записаться на консультацию

Невозможно прожить жизнь, ни разу не столкнувшись с критикой наших действий окружающими. Критика – неотъемлемая часть жизни любого человека. Особенно много ее поступает в адрес тех, кто действует нетривиальным образом или вводит какие-то инновации. Но если правильно реагировать на нее, то она очень поможет вам стать лучше и преуспеть.
На свете очень мало людей, неспособных остро реагировать на критику. Конечно, любить ее необязательно, но по сути это бесплатный источник ценнейшей информации о наших поступках, которая помогает совершенствоваться. Однако, верно и то, что критика от умного человека лучше похвалы от глупца.

Кто и почему нас критикует?

Основных причин для критики две:

  • желание улучшить ваши результаты, указав на недостатки, и принести вам пользу;
  • желание выплеснуть на вас собственный негатив и проекции из собственной жизни.

В первом случае рекомендуется прислушаться к замечаниям, особенно если речь идет о работе – это часть рабочего процесса, но если вас расстраивает жесткая критика «в лоб», имеет смысл попросить оппонента выбирать выражения, чтобы не портить вам настроение и не снижать продуктивность вашей работы. 
Во втором случае какие-либо диспуты бесполезны, так как со стороны критикующего идет желание самоутвердиться за ваш счет. Так может выражаться зависть, недоброжелательность, стремление испортить настроение или добиться собственной эгоистической цели.
В любом случае стоит стараться понять, каковы мотивы у критикующего и чего он добивается, над чем нам нужно поработать.

Нужна консультация?
Звоните! +7 925 542-94-30
Я провожу консультации лично и по Skype
Запись на прием с 10.00 до 23.00 ежедневно

 

Виды критики

Критика бывает трех видов: здоровая, отчасти справедливая и совершенно несправедливая.

  1. Здоровая критика обоснована, аргументирована, указывает на конкретные действия и буквально обозначает причины недовольства окружающих или отдельного человека. Она исходит от доброжелательных в целом людей, питающих уважение к другим. И если замечание в целом справедливо, с такой критикой лучше согласиться как с руководством к действию, а оправдываться и извиняться ни к чему. С помощью здоровой критики, как бы странно это ни звучало, нам желают добра. Высказывая нелицеприятные, но здравые суждения, нас предостерегают от ошибок разной степени фатальности, оценивают наши действия со стороны под свежим углом зрения, призывают обратить внимание на недочеты, побуждают вглядеться в себя и т.д. Наступая нам на больную мозоль, нам дают понять, что пришло время задуматься, а не пора ли избавиться от нее, чтобы она не толкала нас вновь и вновь на те же грабли. 
  2. Отчасти справедливая критика уже может затрагивать личность человека, его привычки, особенности характера. Она не отражает всю правду и вряд ли может служить ценным источником информации, так как отделить в ней правду от пустословия проблематично. Согласиться можно только с информативными замечаниями, на все остальное ответить: «Да, это ваша точка зрения, и вы имеете на это право».
  3. Совершенно несправедливая критика не имеет под собой оснований и чаще выдается в виде общих фраз, так как является предвзятой и преследует цель вывести нас из равновесия. Но она может задеть настолько, что даже взрослый человек в ответ может озлобиться как ребенок и начать вынашивать планы «мщения». Спорить здесь бесполезно, лучше применить метод логического анализа: уточнить, что именно в вас не нравится оппоненту, а затем спокойно высказать свое мнение. Этот способ подходит в тех ситуациях, когда невозможно поставить человека на место, но и из такого случая можно вынести пользу. 

Два последних вида критических замечаний обычно исходят от людей со сниженной самооценкой, которые таким образом пытаются ее поднять в собственных глазах.  

Пассивная агрессия и ее отличие от критики

Этот вид психологического воздействия только маскируется под критику. На самом деле, проявляя пассивную агрессию, наш оппонент всем своим видом (мимика, жесты, замечания) демонстрирует враждебность, дурное расположение к нам и недостатки своего воспитания. Пассивная агрессия может проявляться как скрытый саботаж, ворчание по любому поводу, постоянное высказывание недовольства действиями других людей, гипертрофированное презрение к вышестоящим лицам и организациям. В делах и в работе такого человека пассивная агрессия проявляется преднамеренной медлительностью, плохими  или недостаточными результатами работы, не доведением дел до конца, постоянными опозданиями. В коллективе пассивно-агрессивные личности дистанцируются, игнорируют неформальные мероприятия для всего коллектива, а если и приходят, то держатся молча или исходят сарказмом. Люди, которые склонны к пассивной агрессии, находятся в постоянной негативной оппозиции к окружающим и источником конфликтов на работе.

Основы подобного поведения лежат в детском возрасте и атмосфера в семье, когда ребенку запрещали проявлять негативные эмоции и не позволяли развивать самостоятельность. Пассивная агрессия развивается как один из вариантов выхода отрицательных эмоций, другие альтернативы – это появление психосоматических заболеваний или открытая агрессия.

Я профессиональный семейный психолог с опытом решения проблем, касающихся личностных взаимоотношений. Если вы не умеете воспринимать критику в свой адрес, я могу помочь вам изменить отношение к ней. Запишитесь ко мне на индивидуальную консультацию, чтобы найти решение, подходящее только вам. Консультации я провожу в частном кабинете в центре Москвы и онлайн при помощи Skype

Человека, склонного к пассивной агрессии, нельзя считать источником ценной здоровой критики. А то, как он сам реагирует на критическую оценку своего поведения, наводит на мысль, что ему не помешало бы обратиться на консультацию к психологу.

Почему мы болезненно реагируем на критику

Причиной острой реакции на критику начальника или близкого человека  может быть зависимость от оценок извне. Внутри мы всегда считаем себя близкими к идеалу, и неожиданное обнаружение недостатков, о которых мы скорее всего даже не подозревали, да еще и озвученное вслух при свидетелях, выбивает нас из колеи. И это если дело касается конструктивной критики. А если это те самые нападки, о которых шла речь выше, то удар по самолюбию может быть просто сокрушительным.

Как правильно реагировать на критику?

  1. Сначала необходимо справиться с негативными эмоциями, быстро взять себя в руки, успокоиться и посмотреть на конфликт со стороны. Если вы выслушаете оппонента до конца, то поймете, к чему он клонит. А еще лучше – переспросите: правильно ли я вас понял? Он обязательно даст вам дополнительную информацию и аргументацию для продолжения разговора, воспользуйтесь этим.
  2. Если он допустил непарламентские выражения, укажите на это.
  3. Если вам делает замечание руководитель или человек старшего возраста – сделайте то, что от вас требуют, но попросите делать замечания корректно, сформулируйте прямым текстом, в какой форме вы готовы воспринимать критику в свой адрес. 
  4. Будьте вежливы. Это ваша защита и оружие. Грубияны не выносят корректности, их вы можете быстро осадить и поставить на место, а в случае конструктивной критики тем самым приобретете друга в лице критикующего. В вас увидят адекватного человека с логическим мышлением, умеющего держать себя в руках и управлять стрессом. 
  5. Вежливая благодарность за мнение иногда может остановить поток критики, особенно несправедливой.
  6. Никогда не нужно спорить с критиканом; если босс упрекает вас в том, что у ваших коллег интернет работает бесперебойно, а у вас почему-то постоянно виснет – подтвердите это: да, постоянно виснет, и попросите его вызвать специально для вас техподдержку, чтобы починили связь. Если коллега съязвил по поводу вашего происхождения – был я как-то в городе N, одни петухи да гуси – скажите в ответ, что он еще в N-ской области не был, там одни павлины да страусы, чтобы дружный смех окружающих заставил его покраснеть.
  7. Если оппонент агрессивен, подавляет энергетикой, вежливо попросите его говорить потише для облегчения понимания.
  8. Вам будет легче выслушивать критику, если вы примете мысль, что вы неидеальны и имеете право на ошибки. Ошибаются все, промахи совершают все, и вы в том числе. Оставьте за окружающими право высказаться по этому поводу.

Но если вы слышите критику ежедневно, это уже психологическое давление, и стоит задуматься, а на своем ли вы месте, на той ли работе, с тем ли человеком. Слышать нелицеприятные замечания от коллеги – это одно, а если поток критики исходит от мужа, как на это реагировать, как отвечать на такую критику? Как долго можно вытерпеть такой стресс? Нужно ли его терпеть? 

На жесткие и неконструктивные заявления в свой адрес можно смело отвечать тем же и переводить разговор на другую тему, чтобы охладить оппонента. Если нападки продолжаются – сделайте то, чего боятся все критиканы: сравните его с кем-то более успешным, кому он мог бы позавидовать. Пользуйтесь его же оружием. Если очень нужно проявить категоричную позицию с отстаиванием своего мнения – проявите. В конце концов, душевное спокойствие дороже всего.

Как правильно критиковать других

Время от времени каждому из нас приходится критиковать кого-либо. Для того, чтобы ваша критика была адекватной и необидной, а главное, достигала цели, усвойте простое правило: лучшие критические замечания – те, до которых человек дошел сам. Задавайте наводящие вопросы до тех пор, пока собеседник не воскликнет: эврика! Тогда в результате пятиминутной беседы вы придете к идеальному пониманию темы и сохраните с человеком хорошие отношения. Но помните, что соринки в чужих глазах всегда кажутся огромными, пока в наших собственных очах плавают бревна. 

Если вам тяжело воспринимать критические замечания в свой адрес, я могу дать вам совет в рамках психологической консультации: обучить простым приемам, как реагировать на критику, не чувствуя себя обиженным и уязвленным. Консультация полностью анонимна и конфиденциальна, провести мы ее можем как лично, так и по скайпу. В моем расписании всегда есть время, чтобы выслушать вас и помочь. Для того, чтобы записаться на консультацию, позвоните по номеру, указанному наверху страницы, или оставьте данные в форме электронной записи. 

Цены психолога Антона Зыкова
Очно - одна консультация (длительность приема 50 минут)
3000 рублей
Очно - работа с парами (длительность приема 90 минут)
4000 рублей
Skype - одна консультация (длительность приема 50 минут)
2500 рублей
Skype - консультация пары (длительность приема 90 минут)
3500 рублей
Задать вопрос